Ученическое самоуправление
Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: воспитание Гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества
Задачи ученического самоуправления:
- создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства;
- воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам
Республика ШТУРМ
Современные социально – экономические изменения в жизни российского государства, формирование и развитие гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, активно и эффективно участвующего в демократическом процессе. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; инициацию создания школьных законов и процедур их подготовки, обсуждения и принятия; выборы школьного соуправления и организацию его эффективного функционирования. Организация жизни школьного сообщества как демократического государства инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности, побуждающей обращаться к совместно принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними.
В нашей школе сложилась действенная система ученического самоуправления и детских организаций. "Республика ШТУРМ» - добровольное объединение учащихся Казьминской школы. Появилось оно в 2001 году, когда все, что было- было разрушено, а новое очень трудно строилось после почти двадцатилетия хаоса. Проводились мониторинги, диспуты, были споры и появилось решение. «Школьное товарищество учащихся, романтиков, мечтателей» - так назвали его ребята. А в его понятии зашифрованы следующее : «школа» , «товарищество» , «учеба», «работа», «мечта». Безусловно, без увлеченных своим делом педагогов это вряд ли удалось сделать, к тому же эту инициативу активно поддержали родители наших учащихся.
Согласно Положению, президент "Республики ШТУРМ" избирается всеобщим тайным голосованием учениками 5-11 классов, педагогами, администрацией школы из числа 9-11 классов сроком на 1 год. К выборам на пост президента РШ допускаются старшеклассники, представившие не менее 50 подписей в свою поддержку. Это ребята, деятельность которых в стенах школы бала активна, ребята, пользующиеся авторитетом среди учащихся и учителей. Они представляют свою программу, проводят агитацию, используя школьные СМИ, встречи с избирателями, распространяют свою рекламную продукцию в виде расписания звонков, календарей, буклетов. Все это должно проходить честно, без «черных технологий». Предвыборная гонка идет в течение двух недель, затем наступает День тишины, когда вся агитация запрещена. День выборов в школе – особый день. Избирательная комиссия, а её членов выбирают из состава восьмиклассников, с утра осматривает урну для голосования, опечатывает её. На каждой перемене ученики по параллелям приходят в актовый зал для тайного голосования.
В конце учебного дня Избирательная комиссия в присутствии представителей кандидатов, учителей, вскрывают урну для голосования и осуществляют подсчет голосов. Конечно же, выборы – это деловая игра, в которой участвуют ученики и учителя. однако эта игра способствует формированию ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения посредством определения правовых норм жизнедеятельности школы, учителя, ученика, и их личностное присвоение. Высшим органом ученического самоуправления является конференция учащихся, которая собирается 1 раз в полугодие.
Избранный президент в присутствии делегатов конференции учащихся произносит текст торжественной присяги. На конференции же путем открытого голосования избираются министры, и члены Штаба правопорядка. Каждая кандидатура обсуждается, правом голоса обладают и учителя и учащиеся. Разумеется, педагоги на конференции формируют культурные нормы, учат доброжелательным отношениям. Таким образом объединение учащихся школы «Республика ШТУРМ» представляет собой «школьное государство», которое строит свою деятельность на основе принципов со-управления, внутренней автономии и самодеятельности школьников, в то же самое время участвуя в общественно –гоударственном управлении школой.
В качестве ассоциированных членов «Республики ШТУРМ» выступают детские организации школы: «Республика Солнечная» (учащиеся 1-4 классов), пионерская дружина ( учащиеся 5-7 классов) , которые так же строят свою работу на принципах добровольности и самодеятельности. Пионеры находятся в постоянном взаимодействии с Советом ветеранов, участвуя в тимуровских делах. За отрядами закреплены ветераны, которым оказывается посильная помощь. Естественно, все дела координируются, обсуждаются с представителями Совета ветеранов ( они являются постоянными гостями пионерских линеек, сборов). В школе также работает и волонтерский отряд «Инициатива», Он насчитывает пока 38 человек, однако сделано немало. Ребятами был проведен ряд совместных с сельской администрацией акций по благоустройству парковой зоны, пляжа. Ребята также ухаживают за захоронениями участников Великой Отечественной войны и за Мемориалом павшим воинам .
Благодаря сложившейся системе воспитательной работы школьники и педагоги участвуют в коллективных творческих делах, предметных неделях, конференциях, конкурсах. Традиционными в школе стали праздники: «День Знаний», «Учителями славится Россия», «Основной Закон нашей страны», «Веселое Новогодье», «День освобождения Кавказа», «День Защитника Отечества», «Встреча школьных друзей», «Я славлю женщину», «День Земли», «Салют, Победа!», «День детских организаций», «Последний звонок», «Выпускной бал». В последние годы к указанным праздникам добавилась новая традиция - творческий публичный отчет - – церемония «Звездная дорожка», на которой подводятся итоги школьных конкурсов «Ученик года», «Класс года», «Самый классный классный». Конкурс «Класс года» проводится по параллелям 2-4, 5-6, 7-8,9, и 10-11 классов. Конкурс стартует в сентябре каждого учебного года, и финиширует в мае. Согласно Положения, критериями являются итоги учебной деятельности учащихся, количество пропусков занятий, количество опозданий на уроки, наличие школьной формы, внешний вид, охват полезной деятельностью, участие в школьной жизни, посещение библиотеки, ведение портфолио класса, оформление классного уголка, состояние закрепленного кабинета. Таким образом, для выявления лучших , в течение года взаимодействуют различные органы государственно- общественного управления – от органов ученического самоуправления до социальных партнеров.